Юрьев день, время на Руси, когда крепостной крестьянин мог перейти от одного хозяина к другому. Именно в тот момент когда я, порывшись в архивах памяти, вспомнила уроки истории средней школы, многое для меня прояснилось в этом фильме. Хотя признаюсь, фильм этот я смотрела в нужное время и в нужном месте и он сразу попал в самое сердце. "Осмелиться - значит на мгновение потерять опору, не осмелиться - навсегда потерять себя" - это сказал один из любимых моих философов, Серен Кьеркегор.
Отчего, видя как рушится успешная по всем параметрам жизнь прекрасной женщины, тем не менее, вздыхаешь с облегчением? И отчего успешность её не очень завидная? Хотя разложить по полочкам: высокооплачиваемый контракт в другой стране, шикарный голос, красота, успех и сын впридачу.
Первый вопрос, который задавала себе после просмотра фильма: а был ли мальчик? Был ли у неё сын? Помню как резануло слух, когда бегая в поисках пропавшего внезапно двадцатилетнего сына, она у всех спрашивает "мальчика не видели?". Мальчику может быть до 10 лет, 12 максимум. Я подумала о том, что возможно, сына своего она РЕАЛЬНО ВИДЕЛА совсем маленьким. Кому не знакома эта суета, которая увлекает фейерверком и засасывает, как болото? В этой суете мы не видим своих близких и родных людей, перестаем видеть себя, теряем мужество быть собой. Мы можем думать, что активно живем, хотя на самом деле лишь беспрерывно суетимся. Именно это, своим бунтом и пытается донести до главной героини "мальчик" (чего стоят их диалоги в машине, в магазине, в Кремле). В итоге он просто растворяется (по велению матери "Растворись в воздухе" - говорит она ему) и зрителю приходится искать его в полунамеках, полукедах, полутенях...
Итак, главная героиня Любовь, приезжает на малую Родину, показать её сыну и заодно нанести прощальный визит. В Кремле, поднявшись на самый верх колокольни, она нарциссически заслушивается собственным пением, которое казалось бы соответствует месту, но звучит пусто, не объемно (что опять же спешит объявить ей чадо). В этот момент внезапно исчезает сын. Собственно этот "детективный" замес составляет сюжет, не являясь при этом основным смыслом. Фильм построен на поиске смысла-души-себя сына.
Совершая прыжок веры, человек летит с обрыва в бездну, но именно этот прыжок дает крылья, чтобы воспарить.
И вот к середине фильма перед нами не звезда оперы, не успешная певица, не холеная москвичка, а простая тетка Люська-небоюська. За несколько дней перед нами предстаёт человек-как-он-есть - гость, случайный прохожий, пришелец, не застрахованный, потерявшийся, вброшенный в мир. Люся теперь не та что была в начале фильма. Машина превратилась в бесполезную груду металлолома, дома нет, мобильной связи нет, контракт с Германией разорван, сына нет и... голоса теперь тоже нет. На вопрос Сергеева есть ли у нее душа, Люся отвечает сиплым голосом "была", и нам, зрителям, остается только догадываться, что сталось с ее душой... С каждым кадром все меньше остаётся от Любови, элегантные сапожки сменяются валенками, ногти забыли маникюр, тулуп гораздо теплее модной шубки, волосы выкрашены единственной в продаже краской из магазина.
Я вот думала о том, что возможно ее душа это голос. Данный свыше дар, талант, суть души. Вначале мы видим героиню солирующую в Кремле, я писала об этом выше. Она стоит высоко, смотрит на окружающий мир и смеется с пешехода упавшего будто от ее магического голоса (хотя может он просто был привычно пьян?). В середине фильма мы видим поющую Любовь в экране телевизора. Здесь она уже не одна, она поет с хором. Но она не часть хора, она та, ради кого хор создан, ради чего выступает. И даже слова псалма "Вся премудрости сотворил еси" - звучат как-то так, будто премудростию сотворена только она, а все остальные так, случайные кадры. Это читалось мне в ее взгляде, взгляде на саму себя в экран телевизора. И невозможно не увидеть символ "неопалимой купины", которая что-то открывает ей. Хотя... возможно это мне показалось, а на самом деле просто "елки подожгли".
В конце фильма Люся, выглядит как человек который, безусловно, по современным мерками, потерял много. Но тот неуверенный голос, который вырывается из ее груди, при пении Херувимской, стал таким настоящим, подлинным, и обрел совсем иную силу, ту что в немощи свершается. Слава Богу, нет никаких в привычном смысле слова хеппи-эндов. Не надейтесь: сын не найдется, отношения с мужчиной не будут сиять розами и амурчиками, отросшие волосы украсит седина, густо закрашенная ржавой дрянью, металлолом не превратиться в машину, и захолустный город не станет столицей. Но тем не менее, отчего-то радостно за новую Люсю. И завидуешь ей, потерявшей так много, но нашедшей неизмеримо больше - себя. Диалог с регентшей знакомит нас с совершенно другой женщиной, в которой, быть может не так много красоты внешней, совсем нет лоска и шарма, но в ней есть что-то подлинное, настоящее, что-то о душе и о духе. И вот тут то и веришь и понимаешь, что фильм этот ни о пьяни, ни о нищете, ни о карьере оперной дивы или грязной тряпке и швабре... Нет, этот фильм о том голосе, что звучит в каждом из нас, но услышать который можно лишь имея настоящее МУЖЕСТВО БЫТЬ.
Тема матери, не как женщины рождающей, а как образа ПРИНИМАЮЩЕГО, здесь неимоверно пронзителен. В начале фильма Люба не в состоянии принять сына таким какой он есть: постоянные попытки его переделать, переспорить, или "согласиться" в педагогических целях. Люся омывающаяслезами порезанного туберкулезника-зека, это образ всепринимающего начала, который на мой взгляд, есть в каждом из нас, но похоронен заживо под эгоизмом и болезнями души. Всю свою жизнь, в глазах другого мы ищем глаза матери - эта простая мысль, не имеет никакого отношения к психоанализу. В глазах другого нам нужно принятие и любовь. Именно эта трансформация - перерождение героини - для меня самое ценная. Вот уж где полнота образа о том, что нужно потерять свою душу, чтобы обрести ее...
Безусловно, фильм можно разобрать на образы, символы и метафоры. Их там бесконечное множество. Почему, например, послушник в монастыре так странно отвечает "не мать она мне!". представьте себе послушника, который пришел спасать свою душу, видит женщину в отчаянии ищущую своего пропавшего сына. Логичнее был бы ответ "он найдется", "женщина, вы обознались" да что угодно, но не это "не мать она мне". Возможно потому и Люся уже в сомнениях - она просит Сергеева узнать все об этом мальчике, кто его родители и тп, вдруг это "мой сын"... Сам Сергеев это отдельная глава этого фильма. Фух... Можно написать энциклопедию по этому фильму, и все равно будет мало.
Когда в конце фильма, при приеме на работу поломойкой ее спрашивают, не показывали ли ее по телевизору, она коротко отвечает "Это была не я". В этот момент, мне показалось что душа у Люси снова есть. И эта душа не по паспорту, это душа вписана в книгу Жизни.
Помню, как меня осуждали знакомые, типа, чему радоваться: русской пьяни? Нищете? Тому, что из роскошной женщины превратилась в поломойку и ходит кормить вареной картошкой уголовников? Отвечаю: радоваться тому, что нашла МУЖЕСТВО БЫТЬ. И тут плавно перехожу к книге, которая у меня в моих мозгах лежит на одной полке с этим фильмом.
Совершая прыжок веры, человек летит с обрыва в бездну, но именно этот прыжок дает крылья, чтобы воспарить.
И вот к середине фильма перед нами не звезда оперы, не успешная певица, не холеная москвичка, а простая тетка Люська-небоюська. За несколько дней перед нами предстаёт человек-как-он-есть - гость, случайный прохожий, пришелец, не застрахованный, потерявшийся, вброшенный в мир. Люся теперь не та что была в начале фильма. Машина превратилась в бесполезную груду металлолома, дома нет, мобильной связи нет, контракт с Германией разорван, сына нет и... голоса теперь тоже нет. На вопрос Сергеева есть ли у нее душа, Люся отвечает сиплым голосом "была", и нам, зрителям, остается только догадываться, что сталось с ее душой... С каждым кадром все меньше остаётся от Любови, элегантные сапожки сменяются валенками, ногти забыли маникюр, тулуп гораздо теплее модной шубки, волосы выкрашены единственной в продаже краской из магазина.
Я вот думала о том, что возможно ее душа это голос. Данный свыше дар, талант, суть души. Вначале мы видим героиню солирующую в Кремле, я писала об этом выше. Она стоит высоко, смотрит на окружающий мир и смеется с пешехода упавшего будто от ее магического голоса (хотя может он просто был привычно пьян?). В середине фильма мы видим поющую Любовь в экране телевизора. Здесь она уже не одна, она поет с хором. Но она не часть хора, она та, ради кого хор создан, ради чего выступает. И даже слова псалма "Вся премудрости сотворил еси" - звучат как-то так, будто премудростию сотворена только она, а все остальные так, случайные кадры. Это читалось мне в ее взгляде, взгляде на саму себя в экран телевизора. И невозможно не увидеть символ "неопалимой купины", которая что-то открывает ей. Хотя... возможно это мне показалось, а на самом деле просто "елки подожгли".
В конце фильма Люся, выглядит как человек который, безусловно, по современным мерками, потерял много. Но тот неуверенный голос, который вырывается из ее груди, при пении Херувимской, стал таким настоящим, подлинным, и обрел совсем иную силу, ту что в немощи свершается. Слава Богу, нет никаких в привычном смысле слова хеппи-эндов. Не надейтесь: сын не найдется, отношения с мужчиной не будут сиять розами и амурчиками, отросшие волосы украсит седина, густо закрашенная ржавой дрянью, металлолом не превратиться в машину, и захолустный город не станет столицей. Но тем не менее, отчего-то радостно за новую Люсю. И завидуешь ей, потерявшей так много, но нашедшей неизмеримо больше - себя. Диалог с регентшей знакомит нас с совершенно другой женщиной, в которой, быть может не так много красоты внешней, совсем нет лоска и шарма, но в ней есть что-то подлинное, настоящее, что-то о душе и о духе. И вот тут то и веришь и понимаешь, что фильм этот ни о пьяни, ни о нищете, ни о карьере оперной дивы или грязной тряпке и швабре... Нет, этот фильм о том голосе, что звучит в каждом из нас, но услышать который можно лишь имея настоящее МУЖЕСТВО БЫТЬ.
Тема матери, не как женщины рождающей, а как образа ПРИНИМАЮЩЕГО, здесь неимоверно пронзителен. В начале фильма Люба не в состоянии принять сына таким какой он есть: постоянные попытки его переделать, переспорить, или "согласиться" в педагогических целях. Люся омывающая
Безусловно, фильм можно разобрать на образы, символы и метафоры. Их там бесконечное множество. Почему, например, послушник в монастыре так странно отвечает "не мать она мне!". представьте себе послушника, который пришел спасать свою душу, видит женщину в отчаянии ищущую своего пропавшего сына. Логичнее был бы ответ "он найдется", "женщина, вы обознались" да что угодно, но не это "не мать она мне". Возможно потому и Люся уже в сомнениях - она просит Сергеева узнать все об этом мальчике, кто его родители и тп, вдруг это "мой сын"... Сам Сергеев это отдельная глава этого фильма. Фух... Можно написать энциклопедию по этому фильму, и все равно будет мало.
Когда в конце фильма, при приеме на работу поломойкой ее спрашивают, не показывали ли ее по телевизору, она коротко отвечает "Это была не я". В этот момент, мне показалось что душа у Люси снова есть. И эта душа не по паспорту, это душа вписана в книгу Жизни.
Помню, как меня осуждали знакомые, типа, чему радоваться: русской пьяни? Нищете? Тому, что из роскошной женщины превратилась в поломойку и ходит кормить вареной картошкой уголовников? Отвечаю: радоваться тому, что нашла МУЖЕСТВО БЫТЬ. И тут плавно перехожу к книге, которая у меня в моих мозгах лежит на одной полке с этим фильмом.
Ее, эту книгу, я тоже прочла в нужное время и в нужном месте. Был очень трудный, сейчас даже понимаю решающий период моей жизни, несколько недель я болела, видимо не имея сил справиться с обрушившейся на меня реальностью. Вызвали скорую помощь, прослушав мои легкие, врач процедил сквозь зубы "собирайтесь". Я стала наспех собирать вещи в больницу, а дочь свою попросила положить в сумку любую книгу с моей полки у кровати. Приехав на скорой помощи в больницу, я стала раскладывать вещи и увидела книгу. Это была книга "Мужество быть" Пауля Тиллиха. Пожалуй одна из самых важных книг для человека. У этой книги есть один недостаток - написано трудно, академически, нескладно. Ситуация состояла в том, что Тиллиху, потерявшему Родину и все что было нажито непосильным трудом (речь вовсе не о движимом и недвижимом имуществе, а о том, что Родина выплюнула его, отказавшись от его трудов и объявив его врагом), он пытался выживать в другой, чужой стране. Оставшись с этим, "голым бытием" где сегодняшний день отменяет все вчерашние гарантии и спокойную размеренную жизнь, он ищет это самое Мужество Быть. Книга этому и посвящена. Там много о том, что можно невротически спасаться от тревоги убегая в различные фанатичные верования, в работу, в отношения, в идеализации или обесценивания. А можно от этой самой тревоги не убегать, а искать мужество с ней быть. И тогда перестает быть решающим то, что вне тебя, и важным становится то, что в тебе. И, да, перевод Ольги Седаковой значительно приблизил эту книгу к массам, хотя, не скрою по-прежнему она остается не из простых.
P.S Юрьев день - неделя когда можно было крепостному перейти от одного хозяина к другому. Уверена, что Люся совершила свой Переход.
фильм "юрьев день" и книгу "мужество быть" беру с собой обязательно, где как не там, на необитаемом острове, мне понадобится мужество.
( Режиссер К.Серебренников, в гл.роли Ксения Раппопортсразу отмечу: никакого лубочного православия, никакого шантажа на религиозные темы, лично я в этом фильме не обнаружила, фильм для меня внеконфессиональный).
и да, это никакая не критика и не анализ фильма. Это мысли, которым тесно после просмотра, не более...
капец. читал аж "мурашки" по телу бегали...как все же иногда важно сначала почитать такой комментарий. когда мне предлагали смотреть этот фильм не хотел. не люблю я почему то такие фильмы. а теперь хочу посмотреть. только самому надо набраться мужества посмотреть фильм, ведь в нем много боли, а я устал постоянно чувствовать боль. но этот фильм посмотрю обязательно.
ОтветитьУдалитьНам этот фильм рекомендовал о. Андрей Лемешонок. Как нечто главное, что должен знать клирошанин. Я до сих пор не посмотрела.
ОтветитьУдалитьДа-да ) Нам тоже ) И тоже не посмотрела )
УдалитьYes! Полностью согласна, что Мужество быть и Юрьев день стоят на одной полке.
ОтветитьУдалить