пятница, 26 февраля 2016 г.

Вот тебе,бабушка, и Юрьев день.

Юрьев день, время на Руси, когда крепостной крестьянин мог перейти от одного хозяина к другому. Именно в тот момент когда я, порывшись в архивах памяти, вспомнила уроки истории средней школы, многое для меня прояснилось в этом фильме. Хотя признаюсь, фильм этот я смотрела в нужное время и в нужном месте и он сразу попал в самое сердце. "Осмелиться - значит на мгновение потерять опору, не осмелиться - навсегда потерять себя" - это сказал один из любимых моих философов, Серен Кьеркегор.


Отчего, видя как рушится успешная по всем параметрам жизнь прекрасной женщины, тем не менее, вздыхаешь с облегчением? И отчего успешность её не очень завидная? Хотя разложить по полочкам: высокооплачиваемый контракт в другой стране, шикарный голос, красота, успех и сын впридачу. 
      Первый вопрос, который задавала себе после просмотра фильма: а был ли мальчик? Был ли у неё сын? Помню как резануло слух, когда бегая в поисках пропавшего внезапно двадцатилетнего сына, она у всех спрашивает "мальчика не видели?". Мальчику может быть до 10 лет, 12 максимум. Я подумала о том, что возможно, сына своего она РЕАЛЬНО ВИДЕЛА совсем маленьким. Кому не знакома эта суета, которая увлекает фейерверком и засасывает, как болото? В этой суете мы не видим своих близких и родных людей, перестаем видеть себя, теряем мужество быть собой. Мы можем думать, что активно живем, хотя на самом деле лишь беспрерывно суетимся. Именно это, своим бунтом и пытается донести до главной героини "мальчик" (чего стоят их диалоги в машине, в магазине, в Кремле). В итоге он просто растворяется (по велению матери "Растворись в воздухе" - говорит она ему) и зрителю приходится искать его в полунамеках, полукедах, полутенях...
       Итак, главная героиня Любовь, приезжает на малую Родину, показать её сыну и заодно нанести прощальный визит. В Кремле, поднявшись на самый верх колокольни, она нарциссически заслушивается собственным пением, которое казалось бы соответствует месту, но звучит пусто, не объемно (что опять же спешит объявить ей чадо). В этот момент внезапно исчезает сын. Собственно этот "детективный" замес составляет сюжет, не являясь при этом основным смыслом. Фильм построен на поиске смысла-души-себя  сына.
    Совершая прыжок веры, человек летит с обрыва в бездну, но именно этот прыжок дает крылья, чтобы воспарить.
И вот к середине фильма перед нами не звезда оперы, не успешная певица, не холеная москвичка, а простая тетка Люська-небоюська. За несколько дней перед нами предстаёт  человек-как-он-есть - гость, случайный прохожий, пришелец, не застрахованный, потерявшийся, вброшенный в мир.  Люся теперь не та что была в начале фильма. Машина превратилась в бесполезную груду металлолома, дома нет, мобильной связи нет, контракт с Германией разорван, сына нет и... голоса теперь тоже нет. На вопрос Сергеева есть ли у нее душа, Люся отвечает сиплым голосом "была", и нам, зрителям, остается только догадываться, что сталось с ее душой... С каждым кадром все меньше остаётся от Любови, элегантные сапожки сменяются валенками, ногти забыли маникюр, тулуп гораздо теплее модной шубки, волосы выкрашены единственной в продаже краской из магазина.
    Я вот думала о том, что возможно ее душа это голос. Данный свыше дар, талант, суть души. Вначале мы видим героиню солирующую в Кремле, я писала об этом выше. Она стоит высоко, смотрит на окружающий мир и смеется с пешехода упавшего будто от ее магического голоса (хотя может он просто был привычно пьян?). В середине фильма мы видим поющую Любовь в экране телевизора. Здесь она уже не одна, она поет с хором. Но она не часть хора, она та, ради кого хор создан, ради чего выступает. И даже слова псалма "Вся премудрости сотворил еси" - звучат как-то так, будто премудростию сотворена только она, а все остальные так, случайные кадры. Это читалось мне в ее взгляде, взгляде на саму себя в экран телевизора. И невозможно не увидеть символ "неопалимой купины", которая что-то открывает ей. Хотя... возможно это мне показалось, а на самом деле просто "елки подожгли".
   В конце фильма Люся, выглядит как человек который, безусловно, по современным мерками, потерял много. Но тот неуверенный голос, который вырывается из ее груди, при пении Херувимской, стал таким настоящим, подлинным,   и обрел совсем иную силу, ту что в немощи свершается.   Слава Богу, нет никаких в привычном смысле слова хеппи-эндов. Не надейтесь: сын не найдется, отношения с мужчиной не будут сиять розами и амурчиками, отросшие волосы украсит седина, густо закрашенная ржавой дрянью, металлолом не превратиться в машину, и захолустный город не станет столицей. Но тем не менее, отчего-то радостно за новую Люсю. И завидуешь ей, потерявшей так много, но нашедшей неизмеримо больше -  себя. Диалог с регентшей знакомит нас с совершенно другой женщиной, в которой, быть может не так много красоты внешней, совсем нет лоска и шарма, но в ней есть что-то подлинное, настоящее, что-то о душе и о духе. И вот тут то и веришь и понимаешь, что фильм этот ни о пьяни, ни о нищете, ни о карьере оперной дивы или грязной тряпке и швабре... Нет, этот фильм о том голосе, что звучит в каждом из нас, но услышать который можно лишь имея настоящее МУЖЕСТВО БЫТЬ.
    Тема матери, не как женщины рождающей, а как образа ПРИНИМАЮЩЕГО, здесь неимоверно пронзителен. В начале фильма Люба не в состоянии принять сына таким какой он есть: постоянные попытки его переделать, переспорить, или "согласиться" в педагогических целях. Люся омывающая слезами  порезанного туберкулезника-зека, это образ всепринимающего начала, который на мой взгляд, есть в каждом из нас, но похоронен заживо под эгоизмом и болезнями души. Всю свою жизнь, в глазах другого мы ищем глаза матери  - эта простая мысль, не имеет никакого отношения к психоанализу. В глазах другого нам нужно принятие и любовь. Именно эта трансформация -  перерождение героини -  для меня самое ценная. Вот уж где полнота образа о том, что нужно потерять свою душу, чтобы обрести ее...
    Безусловно, фильм можно разобрать на образы, символы и метафоры. Их там бесконечное множество. Почему, например,  послушник в монастыре так странно отвечает "не мать она мне!". представьте себе послушника, который пришел спасать свою душу, видит женщину в отчаянии ищущую своего пропавшего сына. Логичнее был бы ответ "он найдется", "женщина, вы обознались" да что угодно, но не это "не мать она мне". Возможно потому и Люся уже в сомнениях - она просит Сергеева узнать все об этом мальчике, кто его родители и тп, вдруг это "мой сын"... Сам Сергеев это отдельная глава этого фильма. Фух... Можно написать энциклопедию по этому фильму, и все равно будет мало.
   Когда в конце фильма, при приеме на работу поломойкой ее спрашивают, не показывали ли ее по телевизору, она коротко отвечает "Это была не я". В этот момент, мне показалось что душа у Люси снова есть.  И эта душа не по паспорту, это душа вписана в книгу Жизни.
   Помню, как меня осуждали знакомые, типа, чему радоваться: русской пьяни? Нищете? Тому, что из роскошной женщины превратилась в поломойку и ходит кормить вареной картошкой уголовников?  Отвечаю: радоваться тому, что нашла МУЖЕСТВО БЫТЬ. И тут плавно перехожу к книге, которая у меня в моих мозгах лежит на одной полке с этим фильмом.
   
Ее, эту книгу, я тоже прочла в нужное время и в нужном месте. Был очень трудный, сейчас даже понимаю решающий период моей жизни, несколько недель я болела, видимо не имея сил справиться с обрушившейся на меня реальностью. Вызвали скорую помощь, прослушав мои легкие, врач процедил сквозь зубы "собирайтесь". Я стала наспех собирать вещи в больницу, а дочь свою попросила положить в сумку любую книгу с моей полки у кровати. Приехав на скорой помощи в больницу, я стала раскладывать вещи и увидела книгу. Это  была книга "Мужество быть" Пауля Тиллиха. Пожалуй одна из самых важных книг для человека. У этой книги есть один недостаток - написано трудно, академически, нескладно. Ситуация состояла в том, что Тиллиху, потерявшему Родину и все что было нажито непосильным трудом (речь вовсе не о движимом и недвижимом имуществе, а о том, что Родина выплюнула его, отказавшись от его трудов и объявив его врагом), он пытался выживать в другой, чужой стране. Оставшись с этим, "голым бытием" где сегодняшний день отменяет все вчерашние гарантии и спокойную размеренную жизнь, он ищет это самое Мужество Быть. Книга этому и посвящена. Там много о том, что можно невротически спасаться от тревоги убегая в различные фанатичные верования, в работу, в отношения, в идеализации или обесценивания. А можно от этой самой тревоги не убегать, а искать мужество с ней быть. И тогда перестает быть решающим то, что вне тебя, и важным становится то, что в тебе. И, да, перевод Ольги Седаковой значительно приблизил эту книгу к массам, хотя, не скрою по-прежнему она остается не из простых.   

P.S Юрьев день - неделя когда можно было крепостному перейти от одного хозяина к другому. Уверена, что Люся совершила свой Переход. 
фильм "юрьев день" и книгу "мужество быть" беру с собой обязательно, где как не там, на необитаемом острове, мне понадобится мужество.
( Режиссер К.Серебренников, в гл.роли Ксения Раппопорт
сразу отмечу: никакого лубочного православия, никакого шантажа на религиозные темы, лично я в этом фильме не обнаружила, фильм для меня внеконфессиональный).
и да, это никакая не критика и не анализ фильма. Это мысли, которым тесно после просмотра, не более...

4 комментария:

  1. капец. читал аж "мурашки" по телу бегали...как все же иногда важно сначала почитать такой комментарий. когда мне предлагали смотреть этот фильм не хотел. не люблю я почему то такие фильмы. а теперь хочу посмотреть. только самому надо набраться мужества посмотреть фильм, ведь в нем много боли, а я устал постоянно чувствовать боль. но этот фильм посмотрю обязательно.

    ОтветитьУдалить
  2. Нам этот фильм рекомендовал о. Андрей Лемешонок. Как нечто главное, что должен знать клирошанин. Я до сих пор не посмотрела.

    ОтветитьУдалить
  3. Yes! Полностью согласна, что Мужество быть и Юрьев день стоят на одной полке.

    ОтветитьУдалить