воскресенье, 29 октября 2017 г.

опасные жестокие связи

  Не так давно у меня состоялся разговор в ходе которого, собеседница сказала что жаждет мести за свою униженную гордость. Унизили ее двое: мужчина и женщина. Мстить она собиралась всерьез и "на смерть" им обоим, чтобы добраться до него, нужно по ее мнению, разделаться с ней. Вина мужчины в том, что он ее не любит. Вина женщины в том, что любима им. План разработанный ею устрашал даже меня, не имеющую к этой ситуации прямого отношения. Мои робкие попытки говорить о морали, нравственности и прощении врагов были высмеяны и выплаканы. Тогда я стала приводить "психологические" доводы о том, что каждый имеет право любить, и каждый человек свободен. Она сказала, что это чушь, если есть обещания, есть обязательства и долг, а потому платить будут ей по ею установленным счетам. План мести был поистине страшен тем, что продуман до мелочей и совершенно реалистичен в исполнении. Вовлечены были другие люди, которые в итоге тоже столкнутся лбами и получат своё.  
   После ее ухода я поняла, что где-то это видела. Вспомнила почти сразу. Позвонила  ей  и попросила только об одном: прежде чем запустить свой план в действие, посмотреть один фильм. Он не короткий - три серии по полтора часа. Но это  в сущности мелочь в сравнении с разрушенными жизнями, уничтоженной карьерой, материальными убытками, репутацией посторонних людей и другими страшными последствиями. Она нехотя согласилась. 
Фильм 2003 года "Опасные связи" по одноименному роману 18 века Шодерло де Локло, это один из самых жутких фильмов, что мне довелось видеть. Жутких если жизнь воспринимать всерьез. Основа фильма, его фундамент, соль и стержень это месть. Жажда мести, как единственный смысл жизни. Только мысль о мести дает возможность пережить боль главной героини (Катрин Денев).  
   
Из всех существующих экранизаций я люблю именно эту. Она настолько самодостаточна, что на мой взгляд превзошла первоисточник, сам роман. В фильме все осталось прежним кроме эпохи. Герои перемещены в наше время - вторую половину 20 века (в книге события середины 18 века). Это несколько меняет оттенки происходящего. Ну, например, девушка из высшего общества, потерявшая свою невинность: в те времена - это конец всего, и путь в монастырь. В наше время это скорее вопрос этики, нежели социума. Но это все не суть и не настолько важно. А важно то, что опасная связь двух уязвленных, больных, несчастливых и отвернувшихся от жизни людей становится поистине разрушающей для всех вокруг. И даже нечто похожее на любовь, отступает, чахнет в зародыше, пасует перед уязвленной гордостью, гордыней. Несмотря на то, что интрига замысловата и чересчур закручена, остается ощущение реалистичности происходящего. А после разговора с моей собеседницей я и вовсе убедилась в том, что если ничто другое не может стать смыслом, то месть изобретет такие ходы, что шахматная игра покажется детским ребусом. 
   Роман я читала в далекой юности, но хорошо помнила и ход событий и развязку. Тем не менее смотря фильм я надеялась, что все закончится хорошо, любовь победит. Ведь любовь все покрывает. Но не покрыла. Задаюсь вопросом - почему же? Единственный человек который любил (героиня Настасьи Кински)  - мертв по собственному желанию. Мертв и Вальмон, хотя был ли он жив? Остальные, те кто остались живы меня пугают еще больше. Взгляд каждого из героев настолько жесток и горд, что становится ясно - только месть может принести облегчение и каждый ее жаждет. Те, кто имел все шансы жить счастливо в чистоте и радости, превращаются в психически нездоровых, зависимых, ревнивых и подозрительных "влюбленных".
   Словами "я отомщу" заканчивается фильм. И снова страшно. И так хочется встряхнуть прекрасную Катрин Денев в изысканных нарядах от Поля Готье и сказать - а может не надо?
Я надеюсь, что моя знакомая смотрит этот фильм. И я знаю, что вряд ли она захочет со мной его обсуждать. Но я так надеюсь что она подумает что, "может не надо?".  Слишком дорого, слишком больно, слишком мертво и бессмысленно. Мстить легко если знаешь слабые места. А знают их обычно не самые умные или одаренные, а те, кто имел доступ к душе,к мыслям, к сердцу. Мстить не сложно. Сложно отказаться от искушения воспользоваться этой возможностью. И да, важно помнить, что если таки удалось отыграться и отомстить то дело вовсе не в незаурядных способностях мстителя, дело лишь в том, что люди были открыты и верили. 
 P.S. Как я упомянула есть несколько экранизаций романа. Самая поздняя  "Жестокие игры". И самая моя нелюбимая. Потому, что она о сексе. И "шлюха" там самое страшное, что может приключится. И главный герой умирает случайно. И все это недостаточно глубоко. Даже достаточно мелко. И о любви там нет ни слова, только похоть с разницей в том, есть ли за ней чувство-хотя-бы-влюбленности. Фильм совершенно не выразителен в сравнении со своими  предками. 

1 комментарий:

  1. Ваша рецензия опубликована в сообществе СИНЕМАТЕКА.

    https://cinemathequelv.blogspot.com/

    Если Вы согласны на дальнейшую публикацию Ваших рецензий в сообществе, подпишитесь на трансляцию сообщества в Facebook:

    https://www.facebook.com/groups/cinemathequelv/

    Будем рады Вашему участию в дискуссиях о кино и не только.

    ОтветитьУдалить