вторник, 1 марта 2016 г.

"Сeci tuera cela" Victor Hugo ("Это убьет то" Виктор Гюго)

"Вот это убьет то" - так сказал священник в споре с поэтом в романе Собор Парижской Богоматери. Под "этим" подразумевалась книга, под "тем" - здание. Так священник протестовал против учености простолюдинов, увереный в том, что доступность знаний убьет церковь. Ошибся ли он, мы можем делать некоторые выводы, речь идет о споре которому уже более пяти веков. Многие не любят экранизаций, думая что фильм убьет книгу.
Частенько ведутся споры о том, что лучше книга или снятый по ней фильм? Книжники ругают фильм за их плоскость в сравнении с книгой, киношники эмоционально ищут контраргументы и в этой эмоциональности бывают убедительны. Помню я тоже несколько раз ругала фильмы - куда, дескать, им до книги. 
Но при этом на душе оставался какой-то осадок, как правило. Кажется я стала догадываться почему. Дело в том, что ошибочно принимается фильм за некое воплощение написанного в книге. Кино это отдельное самодостаточное искусство вовсе не предназначенное книгу обслуживать. Вот живет себе режиссер, любит он, предположим, какой-то роман. Так любит, что хочет его показать, сделать физически видимым, объемным. Начинает работу. На талант автора романа накладывается талант режиссера, сценариста, актеров, музыкантов. В результате получается совершенно новый, без категорий "лучше хуже", продукт. Бывает так, что читая роман главным видится что-то одно, и эта книга становится книгой на определенную тему. Смотришь экранизацию, а акценты там иные, и вдруг что-то новое открываешь. И это вовсе не значит, что снято плохо.
Помню эту шумиху после экранизации "Великого Гетсби". И все как один: бедный Фицджеральд, как можно было ТАК испортить книгу и тп... А я гляжу фильм на одном дыхании, и мне в голову не приходит сравнивать с книгой. Почему не приходит? Потому что мне по-своему, иначе, но очень близко то, что я смотрю. Передо мной знакомая история, но ракурс словно немного смещен, будто кто-то приоткрыл текст между строк. Он не хуже и не лучше, но он меня бесконечно трогает. И я отказываюсь от дилеммы: кто круче старина Скотт или малоизвестный режиссер. Плевать. Ведь по сути я смотрю СВОЕ кино и читаю СВОЮ книгу. Как знать, быть может, великий классик, увидев что творится в моей голове, когда я читаю строки им написанные,  ужаснулся бы. Книги и фильмы это всегда наша проекция, наше личное продолжение, наша собственная жизнь. 
Поэтому я больше не сравниваю книги с фильмами, я не вступаю в споры, что лучше фильм или книга. Бывает так, что я книгу рекомендую читать в одном случае, а экранизацию этой книги в противоположном. Потому, что это совсем другая история. 

1 комментарий:

  1. очень интересный взгляд. я как то не думал о таком взгляде. но если на самом деле воспринимать книгу и фильм как не нечто общее, а абсолютно разные виды искусств и воспринимать фильм как бы абстрагируясь от книги то мне тогда стоит пересмотреть много фильмов и перечитать много книг. спасибо за шанс снова посмотреть любимые фильмы и прочитать любимые книги.

    ОтветитьУдалить