среда, 23 марта 2016 г.

Болеет "любовь"?

Французы всегда ассоциируются с любовью. Сколько шуток, книг, историй, фильмов, биографий о любви, и большинство родом именно из Франции. Хочу поделиться впечатлениями от трех французских фильмов, в аннотации к которым так и написано "фильм о настоящей любви".
(картина Р.Магритта "Любовники" - лучшая иллюстрация слепой страсти)
Думая, в какой очередности описывать эти фильмы, поняла, что проще всего сделать это в том порядке в котором я их смотрела, поскольку сделать выбор на самом-самом довольно непросто. 
"Соседка" (1981) в главных ролях Фанни Ардан и Жерар Депардье. Не имеет смысла описывать сюжет, но все же "сдам" конец фильма. На их могиле напишут "Ни с тобой ни без тебя". Причина смерти? Во время интимной близости женщина выстрелом в упор убила его, а потом выстрелила в себя. Происходило это ночью в соседнем доме от дома, где жил убитый. Когда-то в этом доме жила она (фильм же и назван "соседка"). То как в фильме смакуют подробности их "любви", в какой-то момент перестает волновать и начинает внушать тревогу и даже ужас. В нагрузку к этой самой тревоге: маленький сын главного героя и вот уже во второй раз беременная жена. И его болезнь, та самая когда "умом все понимаю, но не могу иначе". Понимает, что жену нужно любить и порой пытается эту любовь изобразить. Понимает, что хочет быть отцом и мужем. Но больная любовь настолько уже поработила душу и сознание, что жизнь подчинена теперь каким-то иным законам. Смотришь и понимаешь, что не может, не должна любовь приносить столько страданий не только двум "любящим" но и близким людям. Есть в этом фильме камертон, героиня по которому можно сверяться. Это женщина, хозяйка теннисного клуба, от лица которой ведется рассказ. В свое время она вышла в окно, чтобы победить изнуряющую страсть. В окно выходят тогда, когда не видят открытой двери и тщетно пытаются выломать дверь нарисованную. После попыток делаешь шаг в пустоту, и или взлетаешь вверх или падаешь в бездну, все зависит от веры. Шаг в пустоту это твердое решение строить жизнь отдельно от роковой страсти. Каждый кто пережил такое, знает насколько невозможно в тот момент это себе представить, не на пустом месте же появилась фраза "жить без него(нее) не могу". Принятое решение обрекает на все муки ада, которым кажется нет конца: пустота, серость, бессмысленность, существование... Каждый, кто не сдался и прошел путь до конца, знает какая награда ожидает в тот самый момент когда нет больше сил идти. Через эту героиню становится ясно, что болезнь бывает к жизни, а бывает к смерти и выбор за каждым из нас...
"Влюбись в меня если осмелишься" (2003).  Дословно с французского языка название звучит "игра детства".  Это один из самых страшных для меня фильмов. В рекомендуемых списках - он указан как фильм о "настоящей любви". Через красивых и талантливых актеров продают патологию, которую мы с большой радостью принимаем за любовь. Теперь уже не стану пересказывать ни начало ни конец. Вот только немного самонаблюдений. Когда смотрела этот фильм чувствовала сама, какой-то восторг, волнение, драйв... Почти как влюбленность только за полтора часа и через экран.  И... Сделано это так, что проникаясь симпатией к героям, вдруг ловишь себя на мысли: "вот это жизнь! вот это чувства! вот это фейерверки!". И даже завидуешь... До определенного момента, пока игра не заходит слишком далеко. И тут уже не хочется ни такой жизни, ни страсти, ни фейерверка. Хочется чтобы все это остановилось каким-то чудесным образом. Но обороты слишком велики, механизм остановить сможет уже только чудо. Но чуда нужно хотеть и ждать. А главные герои, хотели, пусть даже ценой жизни, лишь доказать что-то свое. Чуда не произошло. Тревожит фильм тем, что к героям чувствуешь реальную симпатию, поскольку знаком с ними с самого их детства, которое конечно же наполнено своими травмами. И здесь трюк, обман, во мне бушует психолог. Детство каждого человека имеет травмы. Невозможно родиться в этот мир и не ушибиться, не удариться. Травмы детства не являются позволением и оправданием сломанной жизни. "Через раны в нас проникает свет" - сказал Джалаладдин Руми. Травмы это данность, которая или становится одним открывает путь к восхождению, а другим цемент и "вместе-навсегда" (не сдержалась).
"Мой король" (2015). Единственный из этих трех фильмов к концу которого герои живы. Но досмотрев, понимаешь "пока живы". Если эти двое не захотят этого самого чуда, чуда исцеления от страсти, то финал будет предсказуем: или он ее убьет, а потом себя, или она его, а потом себя, или оба сразу... Но фильм оставляет надежду. Главная героиня,  прозревает и хочет освободиться, выздороветь. Даже совершает попытки. Фильм как раз показывает, насколько трудно исцелиться, стать целостным, оставив миф о половинках. Трудно потому, что такие больные отношения это отношения двух "детей", но вовсе не в том чистом и возвышенном смысле,
как хотелось бы. Их детскость это инфантильность, жадность, эгоизм. Это примерно то самое детство, которое Плутарх описал: "иногда мальчишки играясь, побивают камнями лягушек, но лягушки умирают всерьез". 
Для чего я это пишу? Я за то, чтобы называть вещи своими именами. Мне претит когда любовью называют то, что ведет к гибели, тем самым развивая в нас тягу к саморазрушению. Стоит только спросить у поисковика лучшие фильмы о настоящей любви, и вы в ловушке. Здесь будут все те фильмы в которых вспышка, страсть и перспектива пожизненных мучений, если только не повезет и кто-то из героев не погибнет смертью храбрых. Есть фильмы о любви. Их немного, но они есть. Например "Исцеляющая любовь", "Любовь" или снятый французами "Мужчина и женщина". Вспомнить фильмы в которых любовь была бы наполнена смыслом и стремлением к жизни гораздо сложнее, чем те, в которых очевидны  деградация и путь в никуда. Эти вторые, запоминаются ярче. Видимо стремление к саморазрушению на самом деле слишком велико. Остается ждать чуда, хотеть чтобы оно произошло. 

3 комментария:

  1. Анна,а можно уточнить.Какой именно фильм "Любовь"?

    ОтветитьУдалить
  2. Любовь (amour) 2012
    Режиссёр Ханеке

    ОтветитьУдалить
  3. Очень хороший фильм ("Любовь"). И правда про Любовь, не про её имитацию, не про страсть... Это про супружескую пару преклонных лет. У женщины обнаруживают быстро прогрессирующую болезнь. Мужчина ухаживает за ней. Когда она становится овощем он её убивает... И хоть убийство, есть убийство, но я воспринял это как высшее проявление Любви. Потому что не из корысти, не во гневе, не от усталости от тяжкой ноши, а потому что Любимая просто перестала Быть. Это про:"положить душу за ближнего своего". Есть еще очень пронзительный фильм о настоящей Любви. Очень тяжёлый в эмоциональном плане - "Рассекая волны" Ларса фон Триера. Там тоже в центре внимания жертва собой ради Любимого...

    ОтветитьУдалить